Социально-психологические методы управления персоналом предприятия (организации)

Деятельность по управлению персоналом – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации. Это воздействие ориентировано на то, чтобы привести в соответствие возможности персонала с целями, стратегией и условиями развития организации.

Способы осуществления управленческих воздействий на персонал многообразны. Отсюда и разнообразие методов управления, предлагаемое в экономической литературе. В целом же методы управления можно классифицировать на:

  • экономические методы управления;
  • административно-правовые методы управления;
  • социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления персоналом - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы могут быть направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.

По масштабам и способам воздействия их можно разделить на социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Современная концепция управления выдвигает в качестве приоритетов сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию. В центре стратегической концепции управления персоналом находится человек как наивысшая ценность для организации. Такой сложный организм, каким является персонал современной организации, не может рассматриваться с позиций содержания только его формальной структуры и разложения ее на отдельные части.

Наряду со структурным подходом, отражающим статику персонала, важнейшее значение имеет поведенческий подход, рассматривающий конкретную личность, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и достижению поставленных целей.

Причинами, побуждающими людей объединиться в организации и взаимодействовать в их формальных рамках, являются физические и биологические ограничения, свойственные каждой отдельной личности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Объединяя свои усилия, каждый сотрудник дополняет друг друга и влияет тем самым на поведение организации в целом с целью повышения ее эффективности.

Вопросы причинно-следственных связей в групповой деятельности персонала изучает социальная психология. Для оценки эффективности групповой деятельности исключительно важным является анализ изменений позиций людей, форм коммуникаций, путей удовлетворения индивидуальных потребностей через групповую деятельность.

Управление персоналом осуществляется через взаимодействие людей. Руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы и принципы изменения психологических процессов, межличностных отношений, группового поведения.

Социологические методы управления позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе.

К числу социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Кроме того, социальное планирование позволяет сформировать социальные цели и критерии, разработать социальные нормативы (уровень жизни, оплата труда, условия труда и т.п.) и плановые показатели, способствует достижению конечных социальных результатов:

  • увеличение продолжительности жизни;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • рост уровня образования и квалификации сотрудников;
  • сокращение производственного травматизма и т.п.

Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение.

Познанию реального психологического портрета личности способствуют принцип универсальной талантливости (нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом), принцип развития (способности развиваются в результате изменения условий жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок), принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной).

Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива. Оно включает в себя: постановку целей развития и разработку критериев эффективности производственной деятельности, обоснование психологических нормативов, создание методов планирования социально-психологического климата и достижения конечных результатов. Результатами психологического планирования являются:

  • формирование подразделений (групп) с учетом психологической совместимости сотрудников;
  • создание комфортного социально-психологического климата в коллективе;
  • формирование личной мотивации сотрудников исходя из философии организации;
  • минимизация межличностных конфликтов;
  • разработка моделей профессионального продвижения сотрудников на основе психологической ориентации;
  • рост интеллектуальных способностей и уровня квалификации персонала;
  • формирование организационной культуры на основе норм поведения и образов «эффективных» сотрудников.

Комплексное применение менеджером всех рассмотренных выше методов управления персоналом позволяет сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач, делает работу коллектива максимально эффективной.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
  3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997;
  4. Федосеев В.Н., Капустин С.Н Методы управления персоналом М.2006.



Аудит и контроллинг персонала
Логистика
Маркетинг
Менеджмент




2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна