Экономические методы управления персоналом предприятия (организации)Как известно, деятельность по управлению персоналом – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации. Это воздействие ориентировано на то, чтобы привести в соответствие возможности персонала с целями, стратегией и условиями развития организации. Методы управления персоналом – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией (предприятием). Различают следующие методы управления:
Все эти методы отличаются способами и результатами воздействия на персонал. Рассмотрим подробно каждый из названных методов и первым из рассмотренных будут экономические методы управления. Экономические методы управления персоналом - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей каждый участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.[3] Эффективность экономических методов управления определяется, в первую очередь, следующими факторами:
Наиболее распространенная и эффективная форма прямого экономического воздействия - материальное стимулирование сотрудников предприятия. Материальное стимулирование осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот. Заработная плата является частью валового внутреннего продукта, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложений на товарную продукцию. В рыночных отношениях заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов этого трехстороннего партнерства является одним из главных условий развития производства и составляет функцию управления трудом и заработной платой. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет понятие заработной платы следующим образом: «Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)»[1] Кроме того, работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такие системы могут устанавливаться также коллективными договорами. Законодательно стимулирующие выплаты устанавливаются для следующих категорий работников:
За достижение определенных результатов отдельными структурными подразделениями из фонда оплаты труда может выплачиваться вознаграждение за конечный результат. Такое вознаграждение стимулирует групповые интересы, поощряет коллективизм и выплачивается при выполнении одного или нескольких следующих условий:
Обычно, конечные результаты указываются в планах работы подразделений и при их перевыполнении появляется дополнительный фонд оплаты труда, который идет на выплату вознаграждений. Премия за основные результаты труда, так же как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов, однако выплачивается из прибыли. При недостатках в системе налогообложения коммерческие организации могут искусственно занижать прибыль, а выплату премий осуществлять иными способами. Другие статьи по данной теме:
Список использованных источников
|
||
Аудит и контроллинг персонала Логистика Маркетинг Менеджмент |
||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|