Экономические методы управления персоналом предприятия (организации)

Как известно, деятельность по управлению персоналом – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации. Это воздействие ориентировано на то, чтобы привести в соответствие возможности персонала с целями, стратегией и условиями развития организации.

Методы управления персоналом – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией (предприятием). Различают следующие методы управления:

  • экономические методы управления персоналом;
  • административно-правовые методы управления персоналом;
  • социально-психологические методы методы управления персоналом.

Все эти методы отличаются способами и результатами воздействия на персонал. Рассмотрим подробно каждый из названных методов и первым из рассмотренных будут экономические методы управления.

Экономические методы управления персоналом - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей каждый участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.[3]

Эффективность экономических методов управления определяется, в первую очередь, следующими факторами:

  • форма собственности и ведения хозяйственной деятельности;
  • принципы хозяйственного расчета;
  • система материального вознаграждения;
  • рынок рабочей силы и рыночное ценообразование;
  • налоговая система;
  • структура кредитования и др.

Наиболее распространенная и эффективная форма прямого экономического воздействия - материальное стимулирование сотрудников предприятия. Материальное стимулирование осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот.

Заработная плата является частью валового внутреннего продукта, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложений на товарную продукцию.

В рыночных отношениях заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов этого трехстороннего партнерства является одним из главных условий развития производства и составляет функцию управления трудом и заработной платой.

Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет понятие заработной платы следующим образом:

«Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)»[1]

Кроме того, работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такие системы могут устанавливаться также коллективными договорами.

Законодательно стимулирующие выплаты устанавливаются для следующих категорий работников:

  • работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, работах в местностях с особыми климатическими условиями;
  • работников, занятых на выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации - труд оплачивается по работе более высокой квалификации; совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника - производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора);
  • при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочные работы выходные и праздничные дни, ночное время;
  • работников, вынужденных простаивать по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника.

За достижение определенных результатов отдельными структурными подразделениями из фонда оплаты труда может выплачиваться вознаграждение за конечный результат. Такое вознаграждение стимулирует групповые интересы, поощряет коллективизм и выплачивается при выполнении одного или нескольких следующих условий:

  • увеличение объема товарной продукции, работ и услуг;
  • рост производительности труда;
  • повышении качества продукции, работ и услуг;
  • экономии ресурсов и т.п.

Обычно, конечные результаты указываются в планах работы подразделений и при их перевыполнении появляется дополнительный фонд оплаты труда, который идет на выплату вознаграждений.

Премия за основные результаты труда, так же как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов, однако выплачивается из прибыли. При недостатках в системе налогообложения коммерческие организации могут искусственно занижать прибыль, а выплату премий осуществлять иными способами.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
  3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997;
  4. Федосеев В.Н., Капустин С.Н Методы управления персоналом М.2006.



Аудит и контроллинг персонала
Логистика
Маркетинг
Менеджмент




2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна