Роль службы по работе с персоналом в оптимизации адаптационного периода сотрудникаАдаптацию новых сотрудников в коллективе нельзя рассматривать как отдельный, изолированный процесс, не связанный с системой управления персоналом на предприятии. Формализованная процедура адаптации является неотъемлемой частью структуры управления предприятия в целом. При разработке этой процедуры необходимо наличие положений об отделах и должностных инструкций, на основе которых разрабатываются стандарты адаптации персонала предприятия. Кроме того, процесс взаимного приспособления сотрудника и организации, основанный на принятии первым новых профессиональных, организационных и социально-психологических условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием в организации, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала, со сложившейся корпоративной культурой компании. Именно недостаточное внимание службы по работе с персоналом к этой функции, отсутствие четко регламентированных процедур по адаптации новых сотрудников влечет за собой проблемы приспособления нового сотрудника к условиям труда и коллективу, его уход или увольнение. Отсюда снижение эффективности мероприятий по комплектованию организации персоналом и эффективности деятельности организации в целом. Для создания эффективной процедуры адаптации персонала выделяются следующие этапы: Во-первых, необходимо выделить факторы, которые влияют на успешную адаптацию новых сотрудников, а также выработать критерии оценки эффективности процедуры адаптации. Во-вторых, определить круг мероприятий, необходимых, для понимания и успешного принятия сотрудником существующих на предприятии норм и правил. В-третьих, определить круг лиц, которые будут проводить и контролировать эти мероприятия, разграничить сферы ответственности различных подразделений, включенных в процесс. При этом необходимо учитывать основные факторы, влияющие на процесс адаптации сотрудника в коллективе: - Организационная адаптация, которая основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Для этого проводят краткий экскурс в историю развития организации, ее клиентах и партнерах, дают молодому сотруднику ознакомиться с положением об организационной структуре предприятия и положением об отделе, куда он выходит, выдают на руки должностную инструкцию, знакомят его с непосредственным начальником и с процедурой решения возникающих проблем. - Социально-психологическая адаптация - это принятие новых норм взаимоотношений, поведения в данной организации, приспособление к новому коллективу. Здесь необходимо познакомить нового сотрудника и обсудить с ним миссию компании, рассказать ему о традициях, существующих на предприятии, познакомить его с коллегами по подразделению и людьми из других подразделений, с кем он будет связан технологически. Для эффективности этого процесса проводят социально-психологические тренинги, нацеленные на формирование определенных норм и стиля взаимоотношений. - Профессиональная адаптация - это постепенная доработка профессиональных навыков до определенного уровня, необходимого для выполнения новым сотрудником своих функциональных обязанностей на должном уровне. Перечень данных навыков определяется должностной инструкцией. Критерии успешности прохождения испытательного срока с четко поставленными задачами должны быть разработаны и доведены до сведения нового сотрудника. Необходимо отметить, что большее внимание стоит уделять организационной адаптации сотрудников, для которых данное место работы является первым, особенно если это крупное предприятие с большой численностью персонала. Как правило, сотрудники, которые не имеют опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. Для них часто составляет большую сложностью обращение к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой-либо информации, необходимой для работы. У таких сотрудников нет опыта работы со служебной документацией и т.п. Службе по работе с персоналом необходимо довести до новых сотрудников сведения о сложившейся корпоративной культуре организации, системе документооборота компании, служебных взаимоотношениях между работниками, стиле общения. Для успешной организационной и профессиональной адаптации целесообразно создать и развивать институт наставничества в организации. Наставником может выступить либо линейный руководитель, либо опытный сотрудник данного подразделения, положительно зарекомендовавший себя. На наставника возлагается основная часть работы по профессиональной адаптации нового сотрудника, а также часть работы по организационной адаптации, которую сотрудники службы по работе с персоналом обязаны контролировать и корректировать. Для наставников необходимо предусмотреть дополнительные поощрения в случае успешной адаптации новичка в коллективе. Для социально-психологической адаптации новых сотрудников служба по работе с персоналом должна проводить периодические мероприятия (опросы, тренинги) и тщательная супервизия отношений «новый сотрудник – наставник». При построении процедуры адаптации нового сотрудника следует учитывать, что суммарные затраты на адаптацию сотрудника, должны быть значительно меньше, нежели суммарные затраты на поиск нового сотрудника. В результате затрат на разработку, внедрение и поддержание эффективной процедуры адаптации, организация должна получить следующий результат:
Если после прохождения адаптационного периода, организация получает высоко мотивированных сотрудников, стабильно работающих на высокий результат, то процесс адаптации сотрудников в данной организации действительно эффективен. Другие статьи по данной теме:Список использованных источников
|
||
Аудит и контроллинг персонала Логистика Маркетинг Менеджмент |
||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|