Каналы распределения продукции в логистической системе сбытаОсновная цель логистической системы сбыта – доставить товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворять сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Это в первую очередь решение задачи организации каналов распределения. Понятие «канал распределения» пришло в логистику из маркетинга и успешно логистикой применяется. Напомним его значение и терминов, с ним связанных. Канал распределения сбыта - понятие, функцииКанал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Использование каналов распределения приносит производителям следующие выгоды:
Из этого следует, что решение о выборе каналов распределения – одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации. Выбранные каналы распределения непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал распределения, выполняют ряд важных функций:
Все или часть этих функций может взять на себя производитель. При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они часто выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее, но для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Поэтому, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, - это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается. Основные характеристики каналов распределения. Классификация посредниковУровень канала распределения – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала распределения определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни одни из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными. Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителей и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система. Один из членов канала, чаще всего, либо является собственником остальных, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникали как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала исполняемых функций. При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о количестве уровней канала и о конкретном составе членов канала. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников (таблица 4) можно провести по сочетанию двух признаков:
После выбора посредников в канале распределения необходимо определиться с их количеством. В логистике используют три подхода: интенсивное распределение, эксклюзивное распределение, селективное распределение. Интенсивное распределение предполагает обеспечение запасами продукции в возможно большем числе торговых предприятий. Эксклюзивное - предполагает намеренно ограниченное число посредников, торгующих данной продукцией в рамках сбытовых территорий. Селективное - представляет собой нечто среднее между методами интенсивного и эксклюзивного распределения. Селективное распределение позволяет производителю добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при организации интенсивного распределения. Многоканальные системы распределения продукции как способ повышения эффективности сбытаДля повышения эффективности сбыта продукции и в целях экономии средств организации часто прибегают к использованию многоканальных систем распределения продукции. Каждый производитель на основе маркетинговых исследований рынка сбыта своей продукции определяет структуру возможных каналов распределения, их связь с конкретными категориями потребителей и друг с другом. Формы доведения товара до потребителя определяются, прежде всего, характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта. Это позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров. По форме организации сбытовой деятельности предприятия различают:
Выбор того или иного метода организации сбыта зависит от конкретных условий рынка, продаж и, в первую очередь, стратегии самой фирмы. При формировании сбытовой системы и сети каналов товародвижения фирме-поставщику следует учитывать:
Продавать производимую продукцию через собственную сбытовую сеть или пользоваться услугами посредников – проблема, которую решают с учетом многих факторов, относящихся как к товарам, так и к потребителям и посредникам. Прямой сбыт целесообразен в следующих случаях:
Прямой метод продаж имеет преимущества – фирма получает возможность непосредственно изучать свой рынок, сохранить полный контроль за ведением торговых операций, экономить средства по уплате услуг посредников, устанавливать тесное сотрудничество с потребителями. Продажа товара оптовым посредникам рекомендуется в тех случаях когда:
Фирме-производителю продажа товара через оптовика позволяет расширить границы рынка сбыта своей продукции и включить в него многочисленных мелких потребителей, которых она не в состоянии обслужить непосредственно. Некоторые фирмы пользуются услугами оптовиков при сбыте новых видов продукции, чтобы не тратить средства на стимулирование сбыта и на непосредственную продажу. Выбор каналов сбыта - ответственная задача, при решении которой производителю необходимо учитывать характер товара, преимущества товара, транспортабельность товара, географическое положение, наличие конкурентов и степень конкурентной борьбы, широту ассортимента и др. Другие статьи по данной теме: |
||||||||||||
Аудит и контроллинг персонала Логистика Маркетинг Менеджмент |
||||||||||||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|