Бюджет как основное звено системы финансов государстваВажнейшим звеном системы финансов государства яляется бюджет. Определяющая роль бюджета в социально-экономическом развитии страны, в системе финансов государства требует строго аргументированной характеристики его сущности. Сложность определения сущности бюджета объясняется тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. С одной стороны, под бюджетом понимают совокупность особой сферы финансовых отношений, определяемых существованием основного централизованного денежного фонда государства. С другой стороны, бюджетом считают законодательно оформленный финансовый документ как форму практического использования бюджетных отношений. Для разделения указанных понятий рассмотрим следующую схему[4]: Чтобы не путаться в терминологии бюджет-документ логично называть бюджетным планом, а бюджет-денежный фонд - называть бюджетным фондом. Бюджетный план – финансовый документ страны. В нем система денежных отношений выражена количественно. В процессе исполнения бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд – основной государственный централизованный денежный фонд. Функции бюджета как финансовой категорииСущность бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в ее функциях. Так как бюджет является категорией финансовой, то ему присущи те же функции, что и финансам:
Первую функцию бюджета выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии ценных бумаг. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта:
Структура бюджетных доходов не является постоянной, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, и бюджетные расходы охватывают все сферы и отрасли хозяйства. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов [4]. Третья функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. При этом стратегические задачи государства по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. Предсказуемость бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости. Другие статьи по данной теме:
Список использованных источников
|
|||
Бюджет и бюджетная система РФ Деньги. Кредит. Банки Организация деятельности коммерческого банка Рынок ценных бумаг Теория рисков Финансы |
|||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|