Инфляция как экономический процесс. Понятие, причины и виды инфляции. Способы борьбы с инфляциейИнфляция один из основных атрибутов любой современной экономики, независимо от степени ее цивилизованности. В наиболее развитых странах она колеблется от 1-1,5% до 4,5-5%, в развивающихся и кризисных экономиках может достигать десятков тысяч процентов в год (например, в России в 1992 г. – 2500%). Под инфляцией понимают переполнение каналов денежного обращения излишней (относительно товарной) денежной массы, сопровождаемое ростом цен на товары и услуги, что ведет к падению покупательной способности денег. В макроэкономическом плане причины инфляции могут быть разделены на два глобальных блока: монетарные и немонетарные, что вытекает из уравнения Фишера, показывающего соотношение денежной и товарной массы в экономике: MV=PQ, где М – количество денег в экономической системе, Из уравнения Фишера видно, что превышение денежной массы над товарной может объясняться либо более высокими темпами роста денежной массы (MV) - (монетарными причинами), либо сокращением товарной массы (PQ) - (немонетарными причинами). Монетарные и немонетарные причины инфляцииК монетарным причинам инфляции относятся: 1. Широкомасштабная эмиссия денег, проводимая Центральным
банком (ЦБ) без должной привязки к росту товарной массы.
Причинами такого шага может быть стремление покрыть бюджетный дефицит. К немонетным причинам инфляции относятся: 1. Наличие значительных непроизводительных расходов у государства (в первую очередь -
военных), которые невозможно использовать в реальном товарном обращении. Причины появления инфляции спроса и инфляции издержекКроме выше названных существуют еще два вида инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Назовем причины их появления. Причиной инфляции спроса является преобладание платежеспособного спроса над реальным товарным предложением в рамках национальной экономической системы. Причины этого: 1. Несбалансированная политика ЦБ, выпустившего в обращение излишнюю денежную массу или не предотвратившего излишнюю кредитную
активность банковской системы (актуальна для стран с рыночной экономикой). Воздействие инфляции спроса на экономику является однозначно негативным, она может вызывать сокращение производства, падение инвестиционной активности населения, перетекание капитала из сферы производства в сферу обращения, ослабление позиций национальной денежной единицы на валютном рынке и т.д. Инфляция издержек возникает ввиду роста издержек производства или реализации товаров у участников товарообменных операций, что приводит к росту цен. Причины этого: 1. Социальная причина (распространена в экономически развитых странах) связана с борьбой профсоюзов за права и социальные гарантии
наемных рабочих. В результате работодатели, увеличивая продолжительность отпуска, уровень минимальной оплаты труда и др., увеличивают
издержки, включая их в цену товара. Способы борьбы с инфляцией. Инфляционное таргетирование экономикиВоздействие инфляции издержек на экономику не является однозначно негативным. Удерживаемая на уровне до 1,5% годовых, она стимулирует национальное производство. В данном случае имеет место двойной характер инфляции: с одной стороны - обесценивает фиксированные доходы граждан (пенсии, зарплату бюджетников), с другой – создается дополнительная денежная масса, которая, попадая на рынок, формирует дополнительный сбыт товаров. Способы борьбы с инфляцией также можно разделить на монетарные и немонетарные. Их выбор зависит от причин, вызвавших инфляцию. Перечислим основные способы борьбы с инфляцией. 1. Подавление инфляционных ожиданий в обществе с одновременным стимулированием
сбережений.
Так, например, размещение средств, находящихся у российских граждан с низким доверием российской экономике, позволило бы существенно
увеличить кредитные возможности отечественных
банков. Кроме того необходимо государственное стимулирование практики долгосрочного страхования жизни и здоровья, имущества
граждан России. Необходимо отметить, что для развитых экономик основной задачей является не подавление инфляции, а разумное управление ею через стратегию инфляционного таргетирования. Таргетирование – экономическая, налоговая и денежно-кредитная политика государства по целевому управлению основными хозяйственными показателями на среднесрочную перспективу. Решающую роль в этом процессе играет Центральный банк, который устанавливает плановый уровень инфляции и использует для его достижения все возможные рычаги воздействия на экономику. Реализация политики инфляционного таргетирования требует обязательного соблюдения следующих условий:
Другие статьи по данной теме: |
||
Бюджет и бюджетная система РФ Деньги. Кредит. Банки Организация деятельности коммерческого банка Рынок ценных бумаг Теория рисков Финансы |
||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|