Особенности предпринимательства в здравоохранении

Реформирование экономики в России преследует своей целью формирование социально ориентированной рыночной экономики. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения. В связи с этим огромное значение придается развитию социальной сферы, как отрасли экономики.

Социальная сфера охватывает такие отраслевые системы, как здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение.

Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные потребности и возможности. Поэтому они характеризуются следующими отличительными признаками:

  • предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности;
  • потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты;
  • деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок. [6]

В рыночных условиях основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:

  • правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;
  • изменение отношений собственности смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;
  • резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;
  • появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.

Здравоохранение, как важнейшая отрасль социальной сферы, обладает всеми отличительными признаками, указанными выше. Отсюда понятно, что определение предпринимательской деятельности (бизнеса), повсеместно используемое в литературе, применительно к предпринимательству в здравоохранении нуждается в уточнении и дополнении.

Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на получение прибыли, путем оказания медицинских или иных услуг.

Среди множества определений медицинских услуг наиболее общим является определение Столярова С.А.: «Медицинская услуга - это какое-либо профессиональное действие, направленное на изменение или сохранение физического или психического здоровья, с целью получения пользы ее потребителем (пациентом) в той или иной форме».[7]

Медицинские услуги - вид полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, как правило, они не приводят к владению чем-либо. Хотя бывает, что человек, получая медицинскую услугу, например, в виде зубопротезирования, приобретает и сам протез (элемент товара в услуге).

Элементом товара в медицинской услуге может быть выписка из истории болезни, данные медицинского обследования, рецепт врача и т.д. Но элемент товара в услуге все-таки нельзя рассматривать, как товар, в полном смысле этого слова, так как элемент товара в услуге неотделим от нее и самостоятельной ценности, как правило, не имеет.

В последнее время, в связи с повышением благосостояния людей и развитием новых технологий, наблюдается рост количества оказываемых медицинских услуг. Инвестиции, связанные с оказанием медицинских услуг считаются выгодными в развитых странах с рыночной экономикой.

Выгоду имеют не только частные инвесторы, вкладывающие свои деньги в создание медицинских организаций и получающие от этого прибыль, но и государство, т.к. здоровый человек, участвуя в создании ВВП, приносит доход, а страна расходует меньше денег на лечение заболеваний и оплату пособий по утрате трудоспособности.

При этом одни виды медицинских услуг требуют больших капиталовложений, как, например, услуги больниц, санаториев, диагностических центров, а другие, например, услуги массажиста, стоматолога, рефлексотерапевта могут обойтись относительно небольшим первоначальным капиталом.

Но все они отличаются высоким уровнем профессионализма работников, поскольку, как правило, в частную медицину решаются уходить высококвалифицированные специалисты, имеющие врачебный опыт и стаж.

Рассматривая специфику медицинских услуг, необходимо назвать ряд их отличительных характеристик: отсутствие владения; неосязаемость; неразрывность производства и потребления услуги; неспособность услуг к хранению; изменчивость качества.[7]

Отсутствие владения. Если человек приобрел товар, имеющий физическое воплощение, то он становится его владельцем, чего нельзя сказать об услуге. Медицинские услуги люди вынуждены приобретать на протяжении всей жизни. Потребляя медицинскую услугу, человек имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени.

Имея на руках страховой полис, его владелец может обращаться к врачу только в течение определенного периода, который оплачен пациентом.

Неосязаемость, неуловимость или нематериальный характер медицинских услуг. Обследование, например, вообще невозможно транспортировать, хранить и упаковывать. А продемонстрировать, увидеть, попробовать, или изучать их нельзя до получения этих услуг.

При этом оценить медицинские услуги можно только после их получения, да и то с трудом. Неосязаемость медицинских услуг вызывает проблемы, как у их продавцов, так и у покупателей.

Пациенту трудно разобраться и оценить, что продается, до приобретения услуги, а иногда даже после ее получения. Он вынужден верить продавцу услуг на слово. Пациент, обратившийся в медицинское учреждение, не может не только увидеть процесс диагностики и лечения, но и оценить, что было сделано и правильно ли сделано. Поэтому со стороны потребителей медицинских услуг обязательно присутствует элемент надежды и доверия к продавцу услуги.

Одновременно неосязаемость усложняет деятельность их продавца. У предприятий, оказывающих медицинские услуги, возникают следующие проблемы: сложно показать пациентам свой товар; еще более сложно объяснить пациентам, за что они платят деньги.

Предприятие может лишь описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги, а сами услуги пациент может оценить только после их выполнения (хотя и не всегда).

Для укрепления доверия со стороны клиентов медицинское предприятие, оказывающее услуги, может принять ряд мер:

  • по возможности повысить осязаемость своей услуги;
  • подчеркнуть значимость услуги;
  • заострить внимание на выгодах от услуги;
  • привлечь к пропаганде своей услуги какую-нибудь знаменитость. [7]

Повысить материальность услуги, сделать ее более осязаемой может присутствие элемента товара в услуге в самой разной форме. Это может быть моделирование будущей внешности пациента на компьютере перед косметической операцией, а также предоставление клиентам информации о сотрудниках, их опыте и квалификации.

Неразрывность производства и потребления. Производство и потребление медицинских услуг тесно взаимосвязано и не может быть разорвано во времени. При этой неразрывной взаимосвязи степень контакта между продавцом и клиентом может быть различной.

Например, во время ремонта автомобиля обычно нет нужды в личном присутствии заказчика, но оказание медицинских услуг неотделимо от того, кто их предоставляет. Так, лечение в больнице невозможно ни без медицинского персонала, ни без пациента, которого лечат.

Нужно отметить, что при продаже медицинских услуг иногда могут быть исключения и наблюдаться временной разрыв между их продажей и потреблением. Так путевка в санаторий продается обычно раньше, чем человек получит медицинские услуги, но их неразрывность производства и потребления, сохраняется.

Неспособность услуг к хранению. Специфика производства медицинских услуг заключается в том, что в отличие от товаров, услуги нельзя произвести впрок и хранить. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.

Важная отличительная черта медицинских услуг - их «сиюминутность». Медицинские услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи и предоставления. Незанятые больничные койки, комнаты в санатории, не оказанные медицинские услуги, не могут быть восстановлены.

Если спрос на услуги становится больше предложения, то это нельзя исправить, как при продаже медикаментов, взяв товар со склада. Аналогично, если мощность по услугам превосходит спрос на них, то теряется доход и (или) стоимость услуг.

Изменчивость качества или неоднородность. Неизбежным последствием одновременности производства и потребления медицинской услуги является изменчивость ее исполнения.

Поскольку одним из важнейших показателей медицинских услуг является их качество, то принято выделять три составляющих качества медицинской помощи: качество структуры, качество технологии и качество результата.

Качество структуры подразумевает возможность ЛПУ оказывать медицинские услуги на должном уровне. Сюда включают квалификацию кадров, наличие нужного оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение, финансирование и т.п.

Качество технологии характеризует оптимальность комплекса лечебно-диагностических мероприятий, оказанных больному.

Качество результата - это отношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми результатами.

Все составляющие качества тесно связаны между собой и оказывают друг на друга большое влияние. Так низкий уровень качества структуры едва ли обеспечит приемлемый уровень качества технологии, а нарушение технологии диагностики и лечения может привести к неблагоприятным результатам для пациента.

Качество услуги довольно сильно зависит от того, кто ее обеспечивает, а также от того, где и когда она предоставляется. В одной больнице лечение и сервис высококачественные, а в другой - более низкого качества. Внутри больницы один врач вежливый и исполнительный, в то время как другой высокомерен и наносит ущерб престижу ЛПУ. Даже один и тот же специалист в течение дня оказывает услуги по-разному.

При покупке товара, потребитель одновременно получает информацию об определенных стандартах его использования. Совсем иное дело человек, оказывающий медицинскую услугу. Иногда даже высококвалифицированный врач может допустить грубейшую ошибку.

Специфика медицинских услуг, описанная выше, определяет особенности рынка медицинских услуг, а также специфику деятельности предпринимателя на этом рынке.

Как социально-экономическое явление предпринимательство в здравоохранении комплексно отражает систему отношений, возникающих в процессе производства и реализации товаров и услуг медицинского назначения между всеми участниками на всех этапах организации медицинской помощи.

Мировые тенденции последних лет - диверсификации сферы услуг. Предлагая комплекс услуг, ЛПУ может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации.

Фирмы, занимающиеся оказанием медицинских услуг, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и здоровья, туристические услуги для лечения и оздоровления пациентов за рубежом и т.д.

Больница может открыть у себя аптечный киоск, для продажи медикаментов и медицинской техники; заключить договор со страховой компанией на оказание платных медицинских услуг, не входящих в обязательный перечень бесплатного обслуживания; предложить (за плату) перевозку домой выздоравливающих своим транспортом и др.[7]

Итак, предпринимательство в здравоохранении - это деятельность организаций и частных лиц, направленная на получение прибыли, путем оказания медицинских или иных услуг. Особенность предпринимательства в здравоохранении определяет отличительные характеристики медицинских услуг, как товара.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
  3. Абчук В.А. Курс предпринимательства. – СПб.: Издательство «Альфа», 2001. – 544с.;
  4. Мочерный С. В., Некрасова В. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. С. В. Мочерного. - М.: Приориздат, 2004. - 224 с.;
  5. Гребеник В.В., Шкодинский С.В. «Основы предпринимательства»: Учебный курс – режим доступа: http://www.e-college.ru.;
  6. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие - М.:ГУ ВШЭ, 2003.-367с.;
  7. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления / С.А. Столяров. - 3-е изд. испр. и дополн. - Барнаул: Аз Бука, 2005. - 269c.;
  8. Мисюлин С.С., Лазарев С.В. Административные барьеры в здравоохранении или бег с препятствиями малого предпринимательства в России – режим доступа: http://www.partner-med.ru;
  9. Николаев И.С. и др. Перспективы развития предпринимательской деятельности в системе здравоохранения России – режим доступа: http://www.vsnc.ru/2011/1/bul_2011-01_04-org.pdf;
  10. Информационный сайт: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства - режим доступа: http://www.nisse.ru;

Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория






2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна