Роль и влияние государства на развитие предпринимательства в здравоохранении России

Как известно, предпринимательство является важнейшим звеном рыночной системы хозяйства. От того на сколько развит институт предпринимательства в той или иной стране зависит во многом эффективность всей национальной экономики.

Для развития предпринимательства необходимо систематическое государственное регулирование и поддержка – комплекс общих и специальных мер экономического, правового и административного характера, направленных на создание благоприятных условий для становления и самостоятельного развития национального предпринимательства в контексте устойчивого социально-экономического развития страны.

Необходимый комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Формы и методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность [5]
рисунок

В современной России предпринимательство как особый сектор рыночной экономики окончательно не сформировался, а значит, во многом не используется его потенциал.

В настоящее время российское предпринимательство регулируется Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральным законом вводятся и определяются такие понятия, как:

- «субъекты малого и среднего предпринимательства»;
- «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, определяет цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в данном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки;
  • иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

В законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот, в том числе применение специальных налоговых режимов. В рамках реализации региональных целевых программ «Развитие малого и среднего предпринимательства» предприятиям малого и среднего бизнеса предоставляются целевые субсидии.

Субсидии предоставляются на конкурсной основе. В приоритетном порядке государственную поддержку могут получить субъекты предпринимательства осуществляющие деятельность в следующих сферах: производственная и иновационная деятельность, жилищно-коммуникационное хозяйство, ремесленничество, сельскохозяйственная, внешнеэкономическая, туристическая деятельность.

В сложных экономических условиях поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти. В настоящее время активно работает правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, а при Председателе Совета Федерации - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки предпринимательства привела к ежегодному приросту числа предприятий малого и среднего бизнеса. На 1 января 2012 года удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,6%.

При этом основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц осуществляют деятельность в сфере:

  • оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38%);
  • операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (21%);
  • строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (11%).[8]

Доля частной медицины на российском коммерческом рынке около 4%. Такое положение на рынке медицинских услуг вызвано не только общими проблемами развития предпринимательства в России, но и спецификой отрасли, а также противоречивой государственной политикой в области здравоохранения.

Вопрос о государственной поддержке российского предпринимательства в сфере здравоохранения является спорным, дискуссионным. Основная причина заключается в том, что с одной стороны, частная медицина - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, с другой - субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении, ведь отечественное здравоохранение традиционно основано на принципе бесплатности медицинской помощи.

Так необходима ли поддержка предпринимательства в здравоохранении или достаточно ограничиться поддержкой общественного здравоохранения?

Многие исследователи утверждают: государственная поддержка предпринимательства в здравоохранении необходима, поскольку к положительным сторонам развития коммерческого здравоохранения кроме традиционных выгод от развития предпринимательства (рост занятости населения, налоговые поступления и т.д.), относятся:

  • привлечение в здравоохранение дополнительных финансовых ресурсов (средств населения и предприятий);
  • за счет обеспеченной части населения, которая обращается за коммерческими услугами, достигается экономия средств общественного здравоохранения, что позволяет улучшить оказание медицинской помощи остальной части населения;
  • за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в частных учреждениях для медицинского персонала появляются возможности получения дополнительные дохода.[6]

Как сегодня выглядит рынок частной медицины в России, какие существуют проблемы, каким образом государство поддерживает частную медицину?

Первая особенность - медицинский бизнес имеет свою организационную специфику. По словам Сергея Коротаева, исполнительного директора Некоммерческого партнерства по поддержке и защите интересов негосударственных медицинских организаций, большинство негосударственных медицинских организаций - это детища врачей со стажем, решивших, что имеющийся врачебный опыт, позволяет им заняться предпринимательством и самостоятельно нести ответственность перед пациентом.[7]

Вторая особенность бизнеса в медицине - отсутствие крупных инвесторов. Существующие немногочисленные компании, такие как «Медицина АльфаСтрахования» - исключения из общего правила.

Третья и четвертая особенности (отчасти объясняющие вторую) – высокая затратность медицинского бизнеса в сочетании с его высокой подконтрольностью. Мало какая сфера рынка может соперничать со здравоохранением по сложности получения лицензий, и по количеству и придирчивости проверок.

Пятая особенность - неравная конкуренция с государственными медучреждениями. Одна из реальных причин установления рыночных цен ниже стоимости в госучреждениях, оказывающих платные услуги - это зачастую наличие двойного финансирования, когда медицинское учреждение в погоне за числом клиентов в стиле классической ценовой конкуренции снижает цены, возмещая эти потери за счет бюджета или средств обязательного медицинского страхования.

Такие учреждения имеют возможность устанавливать тарифы на более низком уровне по сравнению со средним рыночным уровнем, выигрывая тем самым у конкурентов, либо незаслуженно получают сверхприбыль, реальным источником которой служат не возмещенные в бюджет средства.

Еще одной серьезной проблемой для сектора частной медицины является отсутствие льготного налогового режима. «Большинство медицинских центров закупает дорогостоящее оборудование, соответственно, требует очень серьезных вложений. Если медицинский центр создается с нуля, первые 6-9 месяцев только выстраивается его структура, полноценно функционировать он начинает лишь к концу первого года. При этом налог на имущество и налог на прибыль платится в том же объеме».[7]

Для медицинского бизнеса, как для социально значимых услуг, необходимы налоговые послабления, например, формат приоритетного инвестиционного проекта, при котором предполагаются существенные налоговые льготы.

Принять участие в программе поддержки инноваций в рамках государственной программы поддержки предпринимательства, осуществляемой во исполнение Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, частной медицине тоже сложно, поскольку патенты в медицине мало распространены.

Таким образом, в условиях медленного и неустойчивого выхода экономики из кризиса, модернизации здравоохранения, заявленной правительством, сотрудничество между бизнес-сообществом и государством в стратегических вопросах в здравоохранении крайне необходимо.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации 25.06.2012 N 93-ФЗ;
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  3. Абчук В.А. Курс предпринимательства. – СПб.: Издательство «Альфа», 2001. – 544с.;
  4. Гребеник В.В., Шкодинский С.В. «Основы предпринимательства»: Учебный курс – режим доступа: http://www.e-college.ru.;
  5. Попков В. П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.;
  6. Кадыров Ф. Н. Проблемы развития рынка частных медицинских услуг: - режим доступа: http://www.aspe.spb.ru/Workshop/Kadyrov.pdf;
  7. Сергей Коротаев «Бизнес в белых халатах»: информационный сайт: Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения - режим доступа: http://www.privatmed.ru
  8. Информационный сайт: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства - режим доступа: http://www.nisse.ru;

Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория






2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна