Роль информации в экономике. Асимметрия информации и методы борьбы с нейПонятие информации относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. Эконмика, в первую очередь, рассматривает влияние информации на экономическую деятельность хозяйственных субъектов, издержки неполной информации. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы, информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации конкретных целей или потребностей субъекта. Здесь учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В рыночных условиях важную роль играет информация о товаре: товарная, коммерческая, потребительская. Информация о товаре может поступать в словесной, цифровой, изобразительной, символьной и штриховой форме. Внимание к информации о товаре вызвано тем, что насыщенный рынок ставит перед потребителями и производителями сложную задачу: иметь достоверную информацию о новых и уже существующих товарах. Для успешной работы на рынке каждому участнику рыночных отношений, прежде всего, необходима оперативная информация по отдельным товарам, статистическая информация, а также информация по группам взаимозаменяемых товаров. Асимметрия информации (неполная информация) - это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки, которое может привести к издержкам для одной из сторон, издержкам поиска информации. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя бывает и обратная ситуация. В реальной действительности асимметрия информации распространена весьма широко. Все рынки характеризуются той или иной степенью несовершенства информации, в одних случаях эта степень мала, в других значительна. Наиболее яркими примерами рынков с асимметрией информации о качестве товаров являются: рынок страхования, кредитный рынок, рынок ценных бумаг, рынок здравоохранения, рынок труда. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные. Асимметрия информации способствует увеличению рисков, является, порой, причиной ограничения конкуренции и других отрицательных явлений, которые приводят к неэффективному функционированию рынков. В преодолении асимметрии информации между субъектами экономических отношений большую роль играет государство, устанавливающее системы лицензирования, квалификационных тестов и контроля, преследующее мошенничество и лживую рекламу. Преодолению информационной асимметрии способствуют также:
Другие статьи по данной теме: |
||
Изучение человеческого развития Институциональная экономика Национальная экономика Региональная экономика Экономика здравоохранения Экономика труда Экономика фирмы Экономическая теория |
||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|