Цена и стоимость. Система цен современного рыночного хозяйства

Цена и стоимость являются важнейшими экономическими категориями, которые легли в основу многих положений экономической теории. Основным теоретическим учением, рассматривающим понятие «стоимости» является трудовая теория стоимости. Классик политэкономии Адам Смит в «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» (1776г.), рассматривая стоимость как свойство товара, утверждал, что стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на производство этого товара. Объясняя природу стоимости, Смит ввел такие понятия, как потребительная стоимость и меновая стоимость.

Дальнейшее развитие трудовая теория стоимости получила в трудах Давида Рикардо, который сформулировал экономический закон, согласно которому «меновая стоимость товара прямо пропорциональна количеству затраченного на его производство труда и обратно пропорциональна производительной силе этого труда». Опираясь на идеи трудовой теории стоимости классиков политэкономии, Карл Маркс в своем труде «Капитал» (1867г.) еще глубже исследовал трудовую природу стоимости в теории прибавочной стоимости.

Представители других экономических течений отрицают понятие стоимости как выражение общественно необходимых затрат труда. Так, сторонники теории предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк) стоимость определяли размерами предложения, а основными свойствами товара называли полезность и ценность, поскольку в рыночных условиях оценка товара осуществляется каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара.

Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации. Существует также несколько теоретических подходов к объяснению экономической природы цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный).

В соответствии с первым подходом (согласно трудовой теории стоимости) цена представляет собой результат действия закона стоимости, а значит, цена есть денежное выражение стоимости товара. Отсюда цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров.

Однако цены конкретных товаров могут не совпадать с их стоимостью. Это вызвано тем, что в рыночных условиях величина цены конкретного товара формируется не только под действием затрат на его производство, но и целого ряда других факторов. Среди них особое место занимает величина потребности в данном товаре, которая на практике конкретизируется в виде платежеспособного спроса.

В соответствии со вторым подходом (согласно теории предельной полезности) экономическая сущность цены раскрывается с позиции потребителя. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. И здесь цена - это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене.

На практике цена определяется количеством денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар. Данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия.

В современном рыночном хозяйстве все экономические процессы взаимосвязаны и представлены единым процессом воспроизводства. В этом процессе цены в полной мере отражают все его стадии и представляют собой единую систему цен. Система цен современного рыночного хозяйства представляет собой упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические процессы на всех стадиях воспроизводства.

Виды цен, входящих составными элементами в систему цен современного рыночного хозяйства, в зависимости от ряда классификационных экономических признаков подразделяются на различные группы:

  • система национальных и мировых рынков (все конкретные цены подразделяются на национальные (внутренние) цены и цены мировых рынков);
  • сфера обслуживания национальной экономики (оптовые, закупочные, розничные, цены на строительную продукцию, тарифы на услуги, внешнеторговые цены и т.п.);
  • степень (жесткость) государственного регулирования цен (свободные рыночные, жестко регулируемые цены, косвенно регулируемые цены);
  • стадии ценообразования (оптовая (отпускная) цена изготовителя, оптовая (отпускная) цена закупки, розничная цена);
  • базисные условия поставки товаров (дифференциация цен в зависимости от расходов на транспортировку товара) и др.

Другие статьи по данной теме:


Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория





2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна