Управление организацией труда медицинского персонала через нормирование и НОТУправление организацией труда на любом предприятии (в организации) осуществляется путем планирования совершенствования организации труда, которое является частью экономического планирования его деятельности, и строгого выполнения запланированных мероприятий. Рыночные отношения не только не отрицают необходимости планирования внутри предприятий, но и повышают его значение. Планированию предшествует анализ уровня организации труда и выявление на его основе слабых звеньев в организации труда.[6] Главным требованием, предъявляемым к такому планированию в медицинском учреждении, является максимальная конкретность и обоснованность каждого этапа работы. И конечно планирование мероприятий по совершенствованию организации труда должно основываться на четкой системе норм (нормативов) и научной организации труда (НОТ). Нормирование является важнейшим элементом организации труда, сущность которого заключается в определении объективно необходимых затрат рабочего времени при проектировании рациональных трудовых процессов и установлении прогрессивных, научно обоснованных норм труда. Система норм труда способствует наилучшему использованию материальных и трудовых ресурсов, поскольку она является первоосновой организации труда и определяется на основе одного или нескольких трудовых нормативов. В здравоохранении применяются следующие нормы (нормативы) труда. Нормы времени – это регламентированная продолжительность выполнения единицы работы персоналом или группой сотрудников в типизированных организационно-технических условиях деятельности. Нормы времени выражаются в минутах, часах, условных единицах, условных единицах трудоемкости (УЕТ). Нормы нагрузки (обслуживания) – установленное количество работы, выполняемой в единицу времени персоналом или группой персонала в конкретных организационно-технических условиях деятельности. Нормы нагрузки (обслуживания) выражаются в числе посещений в час, смену, год; числе обслуживаемых больных в день; числе исследований, процедур в час, смену, месяц, квартал, год или в другой отрезок времени. Нормативы численности (штатные нормативы) – необходимая численность персонала для выполнения всех возложенных на учреждение (подразделение) функций и определенного объема работы, устанавливаемая по нормативным показателям и их сочетаниям, расчетным величинам. Нормативы численности в здравоохранении оформляются в виде штатных нормативов или типовых штатов. Основным показателем и измерителем для установления должностей врачебного персонала амбулаторно-поликлинических учреждений является численность населения или его отдельных контингентов, для больничных учреждений – число коек.[7] При этом на межотраслевом (для персонала служащих и рабочих ЛПУ) и отраслевых уровнях для разных групп персонала устанавливаются разные виды нормативов по труду. Так для основного персонала амбулаторно-поликлинических учреждений или подразделений существуют все три вида нормативов, для основного персонала больничных учреждений (подразделений), станций скорой медицинской помощи - только нормативы численности. Для персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы утверждаются, также служащих и рабочих медицинских учреждений в обязательном порядке нормы времени и нормы численности. Нормы времени на отдельные виды работ для персонала, служащих и рабочих учреждений здравоохранения определяются, как правило, по документам, утвержденным на межотраслевом уровне. Причем давность утверждения этих документов заставляет сомневаться в их актуальности. Для других групп персонала нормы времени на отдельные виды работ не утверждены на федеральном уровне, кроме оказания амбулаторно-поликлинической стоматологической помощи. Условные единицы учета трудоемкости врачей-стоматологов и зубных врачей были утверждены приказом Министерства здравоохранения СССР от 25.01.88 № 50 «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема». В дальнейшем эти нормы многократно пересматривались, в основном в сторону увеличения наполняемости классификатора медицинских услуг. Переход на новый показатель для нормирования труда врачей-стоматологов (отдельные услуги вместо общепринятого показателя для врачей амбулаторного приема – посещение) является, по мнению специалистов, ошибочным, так как при отсутствии фиксации объема этих услуг в отчетно-учетной документации это может привести к завышенным финансовым требованиям по оплате стоматологической помощи. Нормы нагрузки (обслуживания) устанавливаются на федеральном уровне для двух групп персонала: врачей амбулаторного приема и частично для медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы. Для врачей амбулаторного приема нормы нагрузки (обслуживания) в виде числа посещений на 1 час приема были утверждены приказом Минздрава СССР от 23.09.1981, № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений». В последующем, в связи с расширением прав главных врачей, приказом Минздрава СССР от 22.07.1987, № 902 «Об отмене планирования и оценки работы амбулаторно-поликлинических учреждений по числу посещений» данные расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений были признаны утратившими силу. Однако при отсутствии других официально утвержденных показателей они продолжают применяться в практике здравоохранения. Нормы нагрузки (обслуживания) для некоторых групп медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы в виде числа манипуляций, процедур в день приводятся в ряде приказов по нормам времени. Совершенствование организации выполнения работ в учреждениях здравоохранения требует дальнейшей разработки методологии определения норм времени на медицинские услуги, методик расчета норм нагрузки медицинского персонала, подходов к определению и планированию численности медицинского персонала.[5] Для этого необходимо решение следующих задач:
Пути совершенствования организации труда, основанной на системе нормирования, ведут через планомерное и последовательное внедрение принципов научной организации труда (НОТ). Научный подход к организации труда позволяет наилучшим образом соединить технику и людей, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение трудоемкости и рост производительности труда. Он направлен на сохранение здоровья работников, обогащение содержания и гуманизацию их труда.[6] Научная организация труда в учреждениях здравоохранения заключается в следующем:
Внедрение рекомендаций по совершенствованию организации труда в практику ЛПУ, как правило, связано с необходимостью использования технических средств – оргтехники, новой современной аппаратуры, внутриучрежденческой связи и др. При этом возникает необходимость разработки организационно-технических проектов, нередко приходится реконструировать серийно выпускаемые устройства применительно к специфическим условиям медицинских учреждений, а иногда и создавать образцы нестандартной оргтехники. Итак, очевидно, что только управление, организованное на научной основе, позволит найти оптимальные решения для многих проблем, возникающих в быстро меняющихся экономических условиях, сможет способствовать эффективной работе медицинского персонала. Другие статьи по данной теме:Список использованных источников
|
||
Изучение человеческого развития Институциональная экономика Национальная экономика Региональная экономика Экономика здравоохранения Экономика труда Экономика фирмы Экономическая теория |
||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|