Проблемы и перспективы дифференциации оплаты труда в современной РоссииРеформа экономических отношений, происходящая в России на протяжении последних десятилетий, затронула все аспекты социально-трудовых отношений, в том числе и вопросы дифференциации заработной платы различных групп работников. Заработная плата работников формируется под воздействием различных условий: стоимости жизни, различий в рабочих местах, неравных способностей работников, институциональных и географических ограничений мобильности, дискриминации и др. Однако, соотношение между этими факторами в административно-командной и рыночной экономике принципиально различно. В рыночных условиях заработная плата работника определяется его предельной производительностью, повысить которую работник может посредством приобретения знаний, умений, навыков и др. В экономически развитых странах роль человеческого капитала как фактора дифференциации заработной платы является одним из важнейших направлений экономико-трудовых исследований. В административно-командной экономике размеры тарифных ставок и должностных окладов жестко фиксируются центром, стимулирующие меры воздействия на персонал со стороны предприятий ограничены. Отсюда, уровень заработной платы в большей степени определяется не столько индивидуальными способностями работника и его квалификацией, сколько существующими в обществе политическими, отраслевыми, территориальными приоритетами развития народного хозяйства и возможностью получить доступ к престижным рабочим местам. Специфические особенности дифференциации заработной платы присущи периоду, связанному с переходом от административной к рыночной экономике в современной России. Он несет на себе отпечатки как прежней, так и новой, формирующейся системы. В настоящее время заработная плата в России отличается крайней дифференциацией. По величине общего неравенства в заработках Россия занимает одно из первых мест в мире. В российских условиях заработная плата тесно привязана к:
При установлении заработной платы российские работодатели в гораздо большей мере ориентируются на экономическое положение своих предприятий, чем на общегосударственные нормативы оплаты труда или на ситуацию на местном рынке труда. Кроме того, на динамику оплаты труда в России сильно влияет нестабильность ВВП, национального дохода. Номинальная заработная плата представляет собой величину денежных средств, которые получает работник за свой труд, а реальная – тот набор товаров и услуг, который он может реально приобрести. Вследствие нестабильности экономической ситуации в стране даже при росте номинальной заработной платы реальная практически не меняется, потому что уровень цен растет еще большими темпами. [4] Изменение относительной заработной платы с возрастом также отличается от общемировых стандартов. По оценкам специалистов, полученных при сравнении заработков более опытных и менее опытных работников, в России рост заработной платы заканчивается уже к 35 годам, а работники наиболее продуктивных возрастов зарабатывают всего лишь на 30-40% больше, чем молодежь, тогда как в США это превышение достигает 2-2,5раза. Отсюда можно сделать вывод, что российский механизм формирования заработной платы сильно деформирован. Все указывает на то, что значительная часть знаний и навыков, приобретенных старшими поколениями работников при прежней плановой системе, подверглась резкому моральному обесценению и что эти потери в человеческом капитале, по-видимому, уже никогда не будут восполнены.[5] В российской экономике на протяжении большей части переходного периода минимальная заработная плата (МРОТ) поддерживалась на столь низком уровне, что ее влияние на функционирование рынка труда было едва заметным. Одновременно это вело к тому, что работники с низкой потенциальной производительностью не выталкивались с рынка труда в экономическую неактивность, как это обычно бывает в других странах. Они сохраняли возможность работать, но из-за низкой производительности их оплата оказывалась крайне невысокой - во многих случаях значительно ниже официальной черты бедности. Удержание в рядах рабочей силы огромной массы малопроизводительных, а значит, низкооплачиваемых работников было важным фактором, способствовавшим, с одной стороны, резкому падению производительности труда, а с другой – значительному увеличению неравенства в заработной плате. Следствием высокого уровня неравенства в заработной плате сопровождается другой важной тенденцией - опережающим ростом реальной заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда. Высокий уровень неравенства в заработной плате, подстегивая высокий оборот рабочей силы, также способствует гонке зарплат. Кроме того, он дестимулирует инвестиции работодателей в подготовку кадров, поощряя взаимное переманивание работников. Результатом может становиться все тот же рост заработков, не компенсированный повышением производительности.[5] Исходя из выше сказанного, для изменения сложившейся ситуации и установления дифференциации заработной платы на рынке труда, способствующей росту производительности труда и росту российской экономики в целом, необходимы комплексные усилия государства, предпринимателей, профсоюзов. Основными направлениями дальнейшего реформирования заработной платы в России являются: - Стремление уйти от уравниловки, но в то же время не допускать высокой дифференциации. Заработная плата должна находиться в прямой и строгой зависимости от условий и результатов труда. Кроме того, она должна соответствовать затраченным усилиям. Люди мотивируются справедливым к себе отношением, и если вознаграждение соответствует затраченным усилиям, то производительность труда начинает расти. Такая политика позволяет значительно стимулировать трудовую деятельность, мотивировать работника к высокой производительности. - Установление соответствия уровня оплаты труда общему уровню цен в стране. Это значит, что заработная плата должна превышать величину прожиточного минимума, в противном случае в результате инфляции и роста налогового бремени уровень жизни в стране снижается. - Ослабление административных барьеров и сокращение издержек миграции ускорило бы переток рабочей силы из регионов с более низкой заработной платой в регионы с более высокой зарплатой. Повышение оплаты в регионах-донорах и ее снижение в регионах-реципиентах привело бы к устранению межрегиональных различий и сокращению общего неравенства в оплате труда. Необходимо отметить, что определенные шаги для решения выше названных вопросов уже делаются. Так в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы говорится: «В целях совершенствования организации заработной платы, дифференциации оплаты труда, повышения уровня государственных гарантий по оплате труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, обеспечить более тесную увязку уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, со спецификой, качеством и результатами труда». Другие статьи по данной теме:
Список использованных источников
|
||
Изучение человеческого развития Институциональная экономика Национальная экономика Региональная экономика Экономика здравоохранения Экономика труда Экономика фирмы Экономическая теория |
||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|