Перспективы развития экономического пространства России и влияния государства на движение населенияПерспективы развития России в целом и ее регионов обусловлены, в первую очередь, базовыми факторами, которые формируют преимущества или барьеры пространственного развития. Особенностью развития нашей страны является повышенная роль факторов «первой природы» (природные ресурсы, географическое положение), прежде всего – обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальным рынком (нефть, газ, металлы). Факторы «второй природы», как и фактор географического положения, в большинстве случаев работают как барьеры развития.[3] Россия отличается:
Все факторы и барьеры носят долговременный характер, пространственное развитие очень инерционно, поэтому ждать быстрых и кардинальных перемен не приходится. Задача сегодняшнего дня – выход из кризиса, начавшегося осенью 2008 году, который проявился в регионах России с разной силой. Динамика промышленности за 2009 год и начало 2010 г. различалась от тридцатипроцентного спада до сорокапроцентного роста при среднем спаде по России в 9%. Менее всего кризис затронул слаборазвитые и высокодотационные регионы, в легальной экономике которых преобладает сектор бюджетных услуг, стабильно финансируемый за счет федеральных трансфертов. Более стабильной была динамика промышленного производства на Дальнем Востоке. В среднеразвитых регионах глубина кризисного спада определялась структурой экономики, сильнее всего пострадали регионы машиностроительной и текстильной специализации, все они расположены в Европейской части страны. Их неконкурентоспособная промышленность, производящая продукцию для внутреннего рынка, выходит из кризиса очень медленно. Среди развитых регионов, которые сильнее интегрированы в глобальную экономику, ранее всего испытали сильный кризисный спад (до 35-40%) регионы металлургической специализации. Но они быстрее восстанавливались в 2009 г. благодаря улучшению мировой конъюнктуры на рынке металлов. Спад в развитых регионах с диверсифицированной экономикой в целом был более умеренным, к середине 2010 года его удалось почти полностью преодолеть. Ведущие регионы нефтедобычи – самые благополучные по динамике промышленности, в них спад был минимальным, а в регионах с новыми проектами по добыче нефти и газа продолжался рост, в том числе в Сахалинской области - на 38% в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Наиболее кризисными (по темпам промышленного спада и динамике роста безработицы) оказались регионы Поволжья, Урала и Центра. В этих регионах не произошло кризисной санации неэффективных рабочих мест, поскольку власти всех уровней стремились не допустить роста социальной напряженности и всеми средствами (финансовой помощью, административными запретами) пытались сохранить занятость на промышленных предприятиях. В результате уровень скрытой безработицы (неполная занятость и занятость на общественных работах) в этих регионах превышал официально регистрируемую безработицу. В целом наибольший кризисный спад в реальном секторе экономики испытали монопрофильные регионы, зависящие от конъюнктурных колебаний спроса и мировых цен на сырье и полуфабрикаты, а также регионы с не реформированной и неконкурентоспособной обрабатывающей промышленностью, расположенные в основном в Европейской России. В условиях восстановительного роста после кризисного спада 2008-2009 гг. и депопуляции населения страны, усиливается необходимость управления спросом и предложением рабочей силы через факторы их развития. Неоднородность демографического и социально-экономического пространства России предопределяет формирование социально-экономической политики с учетом особенностей мобильности рабочей силы, хозяйственной специализации региона, территориальной сегментации рынка рабочей силы. Роль государства здесь является решающей. В качестве ориентира для органов государственной власти, органов местного самоуправления в Российской Федерации при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и т.п. в 2001 была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». В 2007 году была принята новая «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». В соответствии с принятыми концепциями должны быть реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития:
Стратегия в сфере миграции населения России должна создавать рамки для решения трех основных задач:
В результате реализации рассматриваемой государственной политики предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост. К 2016 году предполагается:
К 2025 году предполагается:
Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, гибкого рынка труда. Другие статьи по данной теме:
Список использованных источников
|
||
Изучение человеческого развития Институциональная экономика Национальная экономика Региональная экономика Экономика здравоохранения Экономика труда Экономика фирмы Экономическая теория |
||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|