|
Современные методы управления охраной труда на предприятии
Существенно повысить эффективность мероприятий по охране труда можно, создав систему управления охраной труда
предприятия (организации).
Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов,
регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране
труда всех руководителей и специалистов.[7] Данная система может быть создана на предприятиях любого размера.
Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.
В России внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда
(ЕСУОТ) началось еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт
создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Во
многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или
уходом соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях его неоткуда было
приобрести.
Сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось
правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но уже
опираясь на зарубежный опыт.
В настоящее время разработка систем управления охраной труда возможна на основе российского законодательства
и международных стандартов в области управления. К ним относятся: ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие
требования к системе управления охраной труда в организации», Межгосударственный стандарт
ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной
труда. Общие требования», OHSAS 18001-2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series»,
ILO OSH-2000 «Руководство по управлению охраной труда».
Основные задачи системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели
обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости. Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого
работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами»
СУОТ становятся:
- во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и
санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда,
включая средства так называемой коллективной защиты работников;
- во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных
процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование
средств индивидуальной защиты;
- в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и
второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.
В силу исключительной роли персонала (наемных работников), без которых ни первая,
ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют
подготовку, профессиональную квалификацию и внутреннюю мотивацию работников в особую
«подзадачу». Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные положения.
[7]
Основная идея СУОТ заключается в том, что любая управляемая деятельность,
направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные
и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов
в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом
результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.
Такое понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла
Деминга (планирование – действие – контроль - доработка), разработанного в 1950-х гг.
для постоянного повышения качества корпоративного управления.
[9] В отечественной литературе
встречается и такая интерпретация принципов, положенных в основу методологии СУОТ:
«планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй».
[3]
В случае управления охраной труда «Планирование» означает разработку соответствующей
политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы, выявление опасных
факторов и оценку рисков. «Действие» – это фактическая реализация и применение программы.
«Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы по охране труда.
Наконец, «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного
совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.
Организация, создающая эффективную систему управления охраной труда должна:
- создать систему управления охраной труда;
- обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование
системы управления охраной труда;
- проводить сертификацию системы управления охраной труда;
- проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления
охраной труда требованиям охраны труда и стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к
системе управления охраной труда в организации».
Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать
разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с
установленными требованиями. При создании СУОТ необходимо:
- определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные
нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски,
связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
- определять политику организации в области охраны труда;
- определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
- разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений
ее целей, выполнения поставленных задач.
Система управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых показателей;
- возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
- внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с
тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное
совершенствование;
- возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
- возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде
отдельной подсистемы.
Разработка политики организации, планирование условий и охраны труда завершается созданием
«Программы улучшения условий и охраны труда» на предприятии, которая должна предусматривать:
- распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей
условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
- обеспеченность необходимыми ресурсами;
- средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.
Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ предусматривает:
- разработку структуры работ, распределение ответственности и полномочий по реализации СУОТ;
- аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности;
- выявление потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая
повышение квалификации по охране здоровья и безопасности персонала;
- разработку, внедрение и поддержание установленных (документированных) процедур, гарантирующих
идентификацию опасностей, оценку, регулирование и контроль риска, а также регулярную оценку
потребности в выше перечисленных действиях;
- подготовленность к аварийным ситуациям, которая заключается в разработке и обеспечении
практического использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций,
а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий,
сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями
аварий;
- обеспечение передачи и обмена информацией об условиях и охране труда между различными
уровнями управления и подразделениями организации, получение необходимой информации по охране
труда от внешних заинтересованных организаций, передачу информации по условиям и охране труда
для заинтересованных сторон;
- разработку и обеспечение ведения документации (на бумажных носителях или в электронном виде),
которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их
взаимодействии;
- управление производственно-технологическими операциями путем определения тех операций
и видов деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда,
согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда, планирование этих видов деятельности,
включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать
выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда.
Контроль результативности системы управления охраной труда (СУОТ) включает в себя:
- определение и своевременную корректировку методов периодической оценки соответствия состояния
охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда;
- выявление и анализ несоответствий, принятие мер для смягчения последствий их проявления, а также
по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий;
- разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение сбора данных и проведения анализа аварий,
несчастных случаев, происшествий и других несоответствий, смягчения их последствий, анализа
результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий, обязательного
социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального
заболевания;
- разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения
об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа
руководством системы управления охраной труда;
- разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы
управления охраной труда.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны
труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством.
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны
труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работники представительных органов.
Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование
системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия
требованиям ГОСТ Р 12.006-2002, а также обеспечения реализации принятой политики в области
охраны труда. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся
необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.
Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях
и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной
труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.
Конечно СУОТ не решает всех проблем повышения эффективности охраны труда на предприятии и обеспечения
безопасной и здоровой производственной среды. Как и любому другому методу, СУОТ присущи свои
преимущества и недостатки, а ее эффективность в большой степени зависит от качества ее
понимания и применения.
Эффективность СУОТ не может быть выше эффективности управления предприятием в целом.
Подобно всем методам, у нее есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно знать. Поэтому
важно иметь представление как о проблемах, которые могут затруднить работу СУОТ, так и об элементах,
которые необходимы для обеспечения эффективности и использования ключевых преимуществ СУОТ для
охраны труда и здоровья.
При этом следует помнить, что сильные и слабые стороны действуют, в основном, на средних и
крупных предприятиях, имеющих необходимый технический и финансовый потенциал для
полномасштабного внедрения СУОТ.[9]
В настоящее время признано, что подход на основе систем управления дает целый ряд
важных преимуществ,
некоторые из которых были указаны выше. Прочие важные преимущества включают:
- возможность интеграции требований охраны труда в корпоративные системы и приведения целей охраны труда
в соответствие с экономическими задачами, что способствует большему учету реализационных затрат
в связи с контрольным оборудованием и процессами, подготовкой, обучением и информационным
обеспечением;
- унификация требований охраны труда с иными взаимосвязанными требованиями, в том числе связанными
с качеством и окружающей средой;
- формирование логической основы для создания и функционирования программы охраны труда, позволяющей
следить за всеми элементами, требующими действия и контроля;
- оптимизация и отработка коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в
соответствии с единым набором правил;
- применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;
- создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;
- укрепление социального диалога;
- распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием
руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по
эффективной реализации системы;
- возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся
факторов опасного воздействия;
- формирование системы непрерывного совершенствования;
- обеспечение контролируемой базы для оценки эффективности.
Хотя СУОТ обладает безусловным потенциалом для улучшения охраны труда, существует много проблем,
которые в случае их игнорирования могут быстро подорвать эффективность системы. К ним относятся:
- Оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во
избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может
быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не
на людей;
- Следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, охраной труда,
окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения. Отсутствие
тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать
подозрение и сопротивление переменам;
- СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает
опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья
работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной
перспективе;
- В зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть
предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров,
требуемых для создания и работы СУОТ. Это имеет тем более важное значение при привлечении подрядчиков.
В последние годы подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в
развитых, так и в развивающихся странах. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным
средством, способствующим постоянному росту эффективности управления охраной труда на уровне
предприятия.
Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность
руководства и активное участие работников в совместной реализации. Кроме того, в связи с
огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди
вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний,
лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на
ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Другие статьи по данной теме:
Список использованных источников
- Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001, №197-ФЗ, гл. 33-36.;
- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002, N 184-ФЗ;
- ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации»;
- ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления
охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и
совершенствованию»;
- Басаков М.И. Охрана труда (безопасность жизнедеятельности в условиях производства):
Учебно-практическое пособие. – М.: Феникс, 2008.;
- Безопасность технологических процессов и производств.
Охрана труда: учебное пособие / П.П.Кукин и др. – М.: «Высшая школа», 2002.;
- Охрана труда: Учебное пособие для специалистов и руководителей служб
охраны труда организаций / Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. – Под ред.
проф. Г.З. Файнбурга. – Изд. 8-е, испр. и дополн. – Владивосток, 2007
- Система управления охраной труда: путь к непрерывному совершенствованию.
Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда, Москва МОТ, 2011.;
- Информационный сайт: Международная организация труда ООН в России: www.unrussia.ru.
|