Платежный баланс. Дефицит платежного баланса и его регулирование

Термин «платежный баланс» ввел один из представителей позднего меркантилизма Джеймс Стюарт (1712–1780), считавший источником общественного богатства активное сальдо торгового баланса.

Платежный баланс страны – это баланс, отражающий соотношение произведенных и полученных платежей страны за некоторый период (месяц, квартал, год) по внешнеэкономическим, внешнеторговым и иным международным операциям.

При определении платежного баланса пользуются методикой, предложенной Международным валютным фондом, который рассматривает его как статистический отчет, включающий следующие основные операции:

  • сделки, связанные с движением товаров, услуг и получением доходов, проведенные резидентами конкретной страны за рубежом;
  • финансовые переводы, купля-продажа золота и иных валютно-финансовых ценностей, связанная с их движением к нерезидентам;
  • односторонние сделки, связанные с бухгалтерскими проводками.

Всю совокупность статей платежного баланса принято разбивать на три глобальные группы:

  • текущий баланс (платежный баланс по текущим операциям) - отражает всю совокупность потоков товаров и услуг, как частных, так и государственных, возникающих в процессе международных отношений отдельной страны;
  • баланс движения капиталов – отражает сделки, связанные с международным движением капиталов, как государственных, так и частных;
  • компенсационные сделки (балансирующие сделки) - показывает движение золотых и валютных резервов страны, изменение резервной позиции страны в международных финансово-кредитных организациях, безвозмездные перечисления и др.

В результате сведения всех статей платежного баланса выводится финансовый результат - сальдо платежного баланса. В случае формирования положительного сальдо – профицита платежного баланса - в страну поступает иностранная валюта, создавая дополнительный спрос на национальную денежную единицу. При этом курс «своей» денежной единицы по отношению к иностранным укрепляется, а перед Центральным банком и министерством финансов страны встает задача определить порядок размещения излишков валютных ценностей.

Если формируется отрицательное сальдо – дефицит платежного баланса - на внутреннем валютном рынке образуется дополнительный спрос на иностранные валюты, а курс национальной валюты начинает снижаться. В этой ситуации регулирующим органам необходимо определить источники погашения образовавшегося валютного дефицита.

Под государственным регулированием платежного баланса понимают широкий набор мероприятий (денежно-кредитных, валютно-финансовых, фискальных, административных и др.), целенаправленно воздействующих на основные статьи платежного баланса, с тем, чтобы отслеживать и регулировать входящие и исходящие денежные потоки, контролируя величину итогового сальдо.

Методы, применяемые государством с целью воздействия на величину платежного баланса, направлены на решение двух главных задач: стимулирование (рациональное структурирование) экспорта и ограничение импорта. Основными методами регулирования являются: прямое административное воздействие на платежный баланс страны; усиление устойчивости национальной денежной единицы на внутреннем рынке; управление курсовыми колебаниями национальной валюты; использование официального золотовалютного запаса страны; коллективное международное регулирование.

1. Прямое административное воздействие на платежный баланс страны - установление системы ограничений на определенные параметры внешнеэкономических отношений. Данные меры применяются как для импортных, так и для экспортных операций.

Применение методов прямого воздействия на структуру и сальдо платежного баланса имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, это эффективный способ регулирования товарно-денежных потоков, в случае когда целенаправленное воздействие государства по выбранным объектам сопровождается его способностью следить за исполнением принятых решений и законопослушностью общества.

С другой стороны, наличие ограничений рассматривается иностранными инвесторами как отрицательный фактор при выборе места размещения своих средств. Кроме того, административное ограничение импорта ведет к созданию внутри страны неконкурентной среды в пользу отечественных товаропроизводителей, тем самым поддерживается низкоэффективное производство, что противоречит интересам населения (потребителей).

2. Усиление устойчивости национальной денежной единицы на внутреннем рынке за счет ужесточения денежно-кредитной и фискальной политики. При реализации данного направления основной целью является оздоровление внутренней финансовой ситуации в стране, сокращение темпов инфляции, стабилизация государственных расходов.

Негативным последствием такой политики может стать серьезное сокращение уровня доходов населения. Кроме того, укрепление денежной единицы такими методами может привести в длительной перспективе к значительному спаду производства из-за свертывания инвестиционных проектов.

3. Управление курсовыми колебаниями национальной валюты. В большинстве случаев государство стремится поддерживать неизменный курс своей денежной единицы, однако в некоторых случаях прибегают к девальвации или ревальвации национальной валюты.

Проводя политику девальвации денежной единицы, государство стремится максимально стимулировать свой экспорт. В случае проведения политики ревальвации страна существенно стимулирует увеличение импорта в ущерб национальному товаропроизводителю, но при этом сокращается давление внешних долгов на внутренний финансовый рынок.

4. Использование официального золотовалютного запаса страны путем продажи части накопленных валютных авуаров или слиткового золота на мировых золотых и валютных рынках.

Формируемый каждой страной золотовалютный резерв во многом зависит от итогового сальдо платежного баланса предыдущих лет, поэтому чаще всего привлекается при окончательном урегулировании итогового сальдо (в случае его отрицательной оценки) текущего периода.

5. Коллективное международное регулирование является одним из новых, недавно применяемых методов регулирования платежного баланса. Его появление вызвано растущими интеграционными процессами в мировой экономике.

Коллективное, а по сути дела внешнее, регулирование платежного баланса страны производится следующими способами:

  • предоставление кредитов со стороны центральных банков других стран либо международных организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, региональные валютно-финансовые и кредитные институты);
  • заключение международных торгово-экономических договоров, регулирующих на двусторонней (или многосторонней) основе порядок государственной поддержки экспортеров. Наибольшее распространение данные соглашения получили в странах, формирующих совместное экономико-политическое пространство и защищающих его от внешней торговой экспансии.

Другие статьи по данной теме:


Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория






2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна