Рынки несовершенной конкуренции: понятие и типология. Измерение силы рыночных факторов

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что в действительности большинство рынков являются рынками несовершенной конкуренции. На таких рынках конкуренция и механизм рыночного саморегулирования действуют несовершенно.

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, признаками несовершенной конкуренции на рынке являются:

  • значительная доля продаж отдельных производителей ;
  • неоднородность одноименных товаров;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • несовершенство информации.

Каждый из этих факторов в отдельности или все вместе способствуют нарушению механизма рыночного саморегулирования. Потери от несовершенной конкуренции – это неоправданный рост цен, увеличение издержек производства и обращения, замедление научно-технического прогресса, снижение конкурентоспособности на мировых рынках, снижение эффективности экономики.

Встречаются следующие виды рынков несовершенной конкуренции:

  • Чистая монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель товара, причем этому товару нет близких заменителей в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
  • Монополистическая конкуренция . Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция. Дифференциация товара дает фирмам элемент монопольной власти над рынком.
  • Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель, поэтому он является создателем цены.
  • Монополия, практикующая дискриминацию. Форма несовершенной конкуренции, когда имеет место практика компаний, состоящая в назначении на один товар разных цен для различных покупателей.
  • Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец - монополист.
  • Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Для определения вида рынка производят измерение силы рыночных факторов таких, как высота издержек, которые несет фирма вступая на данный рынок; доля фирмы через объем продаж; степень конкуренции в отрасли.

Существуют различные показатели, с помощью которых можно измерить силу рыночных факторов (монопольной власти): Коэффициент концентрации; Индекс четырех фирм; Индекс Херфиндаля – Хиршмана; Индекс Линда; Индекс Лернера и др.

рисунок

Один из способов определения монопольной власти был предложен в 1934 г. А. Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера (L). Он вычисляется по формуле, представленной на рисунке 1. Здесь P - цена, MC - предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р=МС и L=0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

рисунок

Еще один метод оценки степени монопольной власти связан с использованием «индекса концентрации рынка», названного по имени его авторов «индексом Херфиндаля – Хиршмана». Индекс Херфиндаля – Хиршмана ННI определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке (рисунок 2), где S1 – доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок, S2 – доля рынка следующей по величине фирмы и т.д.

Этот индекс измеряет концентрацию рынка и служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики государства.

Другие статьи по данной теме:


Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория






2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна