Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект роста масштаба производства

Как известно, конечный результат деятельности предпринимателя – получение экономической прибыли – определяется типом рыночного периода, в течение которого происходит уменьшение факторов производства. Выделяют краткосрочный период и долгосрочный период.

Долгосрочный период – достаточно продолжительный период времени, необходимый для того, чтобы фирма смогла изменить все виды экономических ресурсов, включая производственные мощности, технику и технологии. За этот период часть действующих фирм может покинуть данную отрасль, а новые - войти в нее.

Все ресурсы в долгосрочном периоде являются переменными, поскольку фирма имеет возможность обновить их как качественно, так и количественно. При этом, стремясь расширить объем выпуска, фирма следит за тем, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными.

Так как в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, то средние переменные издержки равны средним совокупным (валовым, общим) издержкам.

Рисунок 1- Кривая долгосрочных средних общих издержек
рисунок

Рассмотрим пример. Небольшое предприятие расширяет объемы производства. Сначала это вызовет сокращение средних общих издержек (АТС-1), а затем они начнут расти (рисунок 1). Тогда для снижения издержек предприятие увеличит свои мощности (например, количество станков) в точке А, что вызовет новое снижение средних общих издержек (АТС-2). С определенного момента АТС-2 опять начнут расти. Тогда в точке В предприятие вновь увеличивает свои размеры, что снижает средние общие издержки (АТС-3).

Таким образом, на рисунке 1 показаны пять вариантов кривых средних общих (валовых) издержек применительно к пяти размерам предприятия. Точки А, В, С и D показывают моменты, когда фирме для снижения АТС при росте выпуска продукции необходимо увеличить количество мощностей.

«Ухабистая» линия, проходящая через точки А, В, С и D, называется кривой долгосрочных средних общих издержек. Она показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства при условии, что фирма имеет в своем распоряжении достаточно времени для проведения всех необходимых изменений в размерах предприятия. Иначе эта кривая называется кривой выбора (плановой кривой) фирмы.

Если возможные размеры предприятия очень велики, то эта кривая становится более плавной (LATC). Дугообразная форма кривой LАТС обусловлена эффектом масштаба, который связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов производства на предприятии.

Отдача от масштаба (результат производственной деятельности) может быть:

  • постоянной, если результат от расширения производства растет пропорционально росту издержек;
  • убывающей, если результат от расширения объемов производства растет медленнее роста издержек (возрастающая часть кривой LATC) - отрицательный эффект масштаба;
  • возрастающей, если результат от расширения производства растет быстрее роста издержек (снижающуюся часть кривой LATC) - положительный эффект масштаба (эффект массового производства).

Экономией на масштабе могут воспользоваться фирмы любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространенными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции).

Другие статьи по данной теме:


Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория






2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна