Рынок: сущность, структура, функции. Условия формирования рынка

Одной из сложных социально-экономических категорий, трактуемых различными экономистами не однозначно, является категория «рынок».

Одни экономисты под рынком понимают социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность осуществлять товарообменные операции. Продавцы и покупатели, при этом, вступают в товарно-денежные отношения.

Другие уверены, что рынок включает в себя всю систему многочисленных воспроизводственных отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг.

В том случае, когда рыночные отношения распространены на все сферы хозяйственной деятельности, охватывая все регионы страны, говорят, что имеет место рыночная экономика.

При этом субъектами рынка являются домохозяйства, предприятия (фирмы) – хозяйствующие субъекты и государство, которое осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком. Объектами рынка являются товары и деньги. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют содержание и особенности конкретного рынка.

Существует множество разновидностей рынков, структура которых представлена в таблице.

Признак классификации Виды рынков
По объектам сделок рынки потребительских товаров, рынки факторов производства, рынки денег и кредитов
По масштабам охвата территории мировой, зональные, региональные, страновые рынки
По отношению к конкретной стране внутренний и внешний рынок
По уровню конкуренции высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые)
По правовому положению легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки

Сущность рынка проявляется в его функциях:

  • Функция саморегулирования товарного производства через действие рыночного механизма.
  • Стимулирующая функция. Рынок побуждает производителей создавать необходимые товары с наименьшими затратами, чтобы при существующих на рынке ценах получать более высокую прибыль. Таким образом происходит стимулирование как эффективности производства, так и научно-технического прогресса.
  • Информационная функция. Рынок дает участникам информацию о спросе и предложении через постоянно меняющиеся цены.
  • Посредническая функция рынка заключается в том, что экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда находят друг друга на рынке и посредством рынка обмениваются результатами своей деятельности.
  • Регулирующая функция. Рынок устанавливает оптимальные пропорции между фирмами, отраслями, регионами за счет расширения или сужения спроса и предложения как на отдельных рынках, так и в рамках всей экономической системы. В условиях усиления интеграционных процессов в экономике эта функция становится еще более актуальной.

Формирование и нормальное функционирование рынка всегда предполагает наличие ряда условий, которые позволяют представить рынок как часть организации общественного хозяйства. Перечислим эти условия:

  • наличие частной собственности, обеспечивающей возможность конкурентной борьбы между производителями;
  • наличие рыночного соперничества не только между товаропроизводителями, но и между потребителями (покупателями товаров и услуг);
  • необходимая свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;
  • наличие рыночной инфраструктуры (комплекса институтов, предприятий, служб и учреждений, которые бы обеспечивали обслуживание рынка);
  • умение руководителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

Отметим, что хозяйственная практика во всех странах мира убеждает в преимуществах рыночной системы перед административно-командной системой хозяйствования. Но нельзя рассматривать рынок как «лекарство от всех болезней». У рынка есть свои положительные и отрицательные черты.

Другие статьи по данной теме:


Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория






2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна