Показатели вариации: понятие, виды, формулы для вычислений. Примеры решения задачЧасто в статистике при анализе какого-либо явления или процесса необходимо учитывать не только информацию о средних уровнях исследуемых показателей, но и разброс или вариацию значений отдельных единиц, которая является важной характеристикой изучаемой совокупности. В наибольшей степени вариации подвержены курсы акций, объемы спроса и предложения, процентные ставки в разные периоды времени и в разных местах. Основными показателями, характеризующими вариацию, являются размах, дисперсия, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации. Размах вариации представляет собой разность максимального и минимального значений признака: R = Xmax – Xmin. Недостатком данного показателя является то, что он оценивает только границы варьирования признака и не отражает его колеблемость внутри этих границ. Дисперсия лишена этого недостатка. Она рассчитывается как средний квадрат отклонений значений признака от их средней величины: Упрощенный способ расчета дисперсии осуществляется с помощью следующих формул (простой и взвешенной): Примеры применения данных формул представлены в задачах 1 и 2. Широко распространенным на практике показателем является среднее квадратическое отклонение: Среднее квадратическое отклонение определяется как квадратный корень из дисперсии и имеет ту же размеренность, что и изучаемый признак. Рассмотренные показатели позволяют получить абсолютное значение вариации, т.е. оценивают ее в единицах измерения исследуемого признака. В отличие от них, коэффициент вариации измеряет колеблемость в относительном выражении - относительно среднего уровня, что во многих случаях является предпочтительнее. - формула для расчета коэффициента вариации. Примеры решения задач по теме «Показатели вариации в статистике»Задача 1. При изучении влияния рекламы на размер среднемесячного вклада в банках района обследовано 2 банка. Получены следующие результаты: Определить: Решение 1) Составим расчетную таблицу для банка с рекламой. Для определения среднего размера вклада за месяц найдем середины интервалов. При этом величина открытого интервала (первого) условно приравнивается к величине интервала, примыкающего к нему (второго). Средний размер вклада найдем по формуле средней арифметической взвешенной: = 29 000/50 = 580 руб. Дисперсию вклада найдем по формуле: = 23 400/50 = 468 Аналогичные действия произведем для банка без рекламы: 2) Найдем средний размер вклада для двух банков вместе. Хср =(580×50+542,8×50)/100 = 561,4 руб. 3) Дисперсию вклада, для двух банков, зависящую от рекламы найдем по формуле: σ2=pq (формула дисперсии альтернативного признака). Здесь р=0,5 – доля факторов, зависящих от рекламы; q=1-0,5, тогда σ2=0,5*0,5=0,25. 4) Поскольку доля остальных факторов равна 0,5, то дисперсия вклада для двух банков, зависящая от всех факторов кроме рекламы тоже 0,25. 5) Определим общую дисперсию, используя правило сложения. = (468*50+636,16*50)/100=552,08 = [(580-561,4)250+(542,8-561,4)250] / 100= 34 596/ 100=345,96 σ2 = σ2факт + σ2ост = 552,08+345,96 = 898,04 6) Коэффициент детерминации η2 = σ2факт / σ2 = 345,96/898,04 = 0,39 = 39% - размер вклада на 39% зависит от рекламы. 7) Эмпирическое корреляционное отношение η = √η2 = √0,39 = 0,62 – связь достаточно тесная. Задача 2. Имеется группировка предприятий по величине товарной продукции: Определить: 1) дисперсию величины товарной продукции; 2) среднее квадратическое отклонение; 3) коэффициент вариации. Решение 1) По условию представлен интервальный ряд распределения. Его необходимо выразить дискретно, то есть найти середину интервала (х'). В группах закрытых интервалов середину найдем по простой средней арифметической. В группах с верхней границей - как разность между этой верхней границей и половиной размера следующего за ним интервала (200-(400-200):2=100). В группах с нижней границей – суммой этой нижней границы и половины размера предыдущего интервала (800+(800-600):2=900). Расчет средней величины товарной продукции делаем по формуле: Хср = k×((Σ((х'-a):k)×f):Σf)+a. Здесь а=500 - размер варианта при наибольшей частоте, k=600-400=200 - размер интервала при наибольшей частоте. Результат поместим в таблицу: Итак, средняя величина товарной продукции за изучаемый период в целом равна Хср = (-5:37)×200+500=472,97 тыс. руб. 2) Дисперсию найдем по следующей формуле: σ2 = (33/37)*2002-(472,97-500)2 = 35 675,67-730,62 = 34 945,05 3) среднее квадратическое отклонение: σ = ±√σ2 = ±√34 945,05 ≈ ±186,94 тыс. руб. 4) коэффициент вариации: V = (σ /Хср)*100 = (186,94 / 472,97)*100 = 39,52% Другие статьи по данной теме:
Список использованных источников
|
||||||||||||||||||||
Делопроизводство Этика и психология делового общения Методы исследования |
||||||||||||||||||||
2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна
|