Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России

Как известно, рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является частью финансового рынка. Его цель аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.

С учетом того, что в течение последних десятилетий нарастает тенденция замещения многих форм финансовых ресурсов, таких, как банковский кредит и другие, выпуском ценных бумаг, фондовый рынок становится важнейшим сегментом финансового рынка.

Данный процесс называется секьюритизацией. Он проявляется в том, что в мировом масштабе преобладающая доля финансовых активов существует в виде ценных бумаг. К концу XX в. величина ресурсов в виде наличных денег и средств на текущих и срочных счетах в банках равнялась почти 20 трлн. дол., размер мирового ВВП достигал примерно 30 трлн. дол., а объем мировых рынков ценных бумаг составлял около 72 трлн. дол.[9]

Подобная ситуация объясняется тем, что рынок ценных бумаг предоставляет экономическим субъектам широкий набор инструментов для привлечения денежных ресурсов или их выгодного размещения на самых разных условиях, что позволяет учитывать все многообразие интересов и возможностей эмитентов, инвесторов и посредников.

Государство на рынке ценных бумаг выступает в следующих качествах:

– инвестора;
– эмитента;
– профессионального участника;
– регулятора;
– верховного арбитража в спорах между участниками рынка.

Инвестиционная деятельность государства - это поддержка субъектов предпринимательской деятельности путем прямых государственных инвестиций в их уставные капиталы, деятельность по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности, использование акций, находящихся в государственной собственности, и производных от них инструментов для развития и активизации национального фондового рынка.

Инвестиционная деятельность государства предполагает тесное взаимодействие органа по регулированию рынка ценных бумаг с другими государственными органами, на которые возложены функции по проведению экономической, финансовой, фискальной политики, а также функции по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности.

Выпуск (эмиссия) государственных ценных бумаг является не менее важным видом деятельности государства на рынке ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг является базовым сектором финансовой системы любого развитого государства и позволяет решать такие важные макроэкономические задачи, как финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов, текущих бюджетных нужд; поддержание ликвидности банковской системы в рамках реализации задач денежно-кредитной политики; предоставление банковской системе инструментов управления собственной ликвидностью. Государственные ценные бумаги - форма существования государственного внутреннего и внешнего долга.

Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться и для регулирования экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Вообще система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают следующие модели регулирования рынка ценных бумаг:

– Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.

– При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:

– разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
– разработку стандартов - набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.;
– регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.

Задачами государственного регулирования являются:

– реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;
– обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов;
– создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР, НФА), с другой стороны.

Cмешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты сложилась в России стихийно. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).

Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

– разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
– концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;
– контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);
– установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;
– создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
– создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
– предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового);
– регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства;
– разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг;
– арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг;
– налогообложение.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

– регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
– лицензирование деятельности профессиональных участников рынка;
– аттестация специалистов инвестиционных институтов;
– страхование инвесторов;
– аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
– надзор и контроль за проведением фондовых операций;
– регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
– раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.[7]

В современной России в роли главного регулирующего и контролирующего органа на рынке ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР).

ФСФР России создана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

В соответствии с нормативными правовыми актами ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

ФСФР руководствуется в своей деятельности Конституцией Россий-ской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о ФСФР.[5]

Осуществляет свою деятельность ФСФР непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные полномочия ФСФР.

1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты:

– по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов цен-ных бумаг эмитентов, по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
– по утверждению обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
– по утверждению обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
– по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
– по определению порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
– по утверждению требований к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов;
– по утверждению порядка регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов;

3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

– регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг), правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, правила негосударственных пенсионных фондов, документы профессиональных участников рынка ценных бумаг;
– осуществляет уведомительную регистрацию негосударственных пен-сионных фондов, подавших заявление об осуществлении деятельности по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика;
– осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы, принимает решение о приостановлении действия или об аннулировании соответствующих лицензий;
– осуществляет аккредитацию организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в сфере деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, и принимает решение об отзыве аккредитации;
– контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
– приостанавливает эмиссию ценных бумаг;
– проводит проверки эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев, деятельности жилищных накопительных кооперативов, проводит контрольно-ревизионные мероприятия в отношении бюро кредитных историй;

4. выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, и др.;

5. запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг, назначает временную администрацию и принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случаях, предусмотренных федеральными законами;

6. ведет реестр аттестованных лиц, аннулирует квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Соотношение государственного контроля над деятельностью участников фондового рынка и контроля со стороны саморегулируемых организаций определяется общими направлениями государственной политики на рынке ценных бумаг и особенностями государственного режима.

Поскольку ключевую роль в регулировании отношений на фондовом рынке в России играет государство, то приоритетными задачами государства для успешного развития рынка ценных бумаг в современных условиях являются:

– совершенствование правового регулирования на финансовом рынке;
– повышение его емкости и прозрачности;
– обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
– формирование благоприятного налогового климата для участников рынка;
– снижение инфляционных процессов в экономике страны;
– устранение пробелов в российском законодательстве, а также приведение нормативной базы в соответствие с международными стандартами.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996. N 39-ФЗ;
  2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995. № 208-ФЗ;
  3. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5.03.1999. № 46-ФЗ;
  4. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам» от 09.04.2004. № 206;
  5. Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004. № 317;
  6. Распоряжение Правительства РФ «Стратегия развития финансового рынка на период до 2020 года» от 29.12.2008. № 2043-р;
  7. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2002, 270с.;
  8. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Борисова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 448с.;
  9. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2005, 640с.;
  10. Официальный сайт Московской Биржи (ММВБ-РТС): www.micex.ru.
  11. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России): www.cbr.ru.

2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна