Роль органов управления РФ, субъекта РФ, муниципального образования в планировании лечебной, диагностической, профилактической и реабилитационной помощи населению, а также в развитии сети ЛПУ

Система здравоохранения - это совокупность органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья населения посредством профилактики заболеваний, а также оказания медицинской помощи.

Значимость системы здравоохранения может быть охарактеризована с правовой, социальной, экономической и гуманистической позиций. Правовой характер системы здравоохранения связан с верховенством Конституции РФ и федеральных законов, признанием принятых норм международного права, социальный характер – с обеспечением социальных гарантий в области охраны здоровья населения, государственной поддержкой семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Экономический характер системы связан с ролью здравоохранения в общественном воспроизводстве как с точки зрения воздействия на главную производительную силу, так и с точки зрения его ресурсного обеспечения.

Гуманистический характер системы здравоохранения означает, что пациент, его права есть высшая ценностью системы здравоохранения и их признание, соблюдение и защита являются обязанностью рассматриваемой системы.[8]

Современная система российского здравоохранения является единой федеративной, означающей государственную целостность и разграничение предметов ведения и полномочий; состоит из равноправных субъектов – региональных систем здравоохранения.

В процессе управления здравоохранением в России принимают участие многие органы государственной власти и местного самоуправления. Однако в ходе организации здравоохранения существует множество функций, задач, элементов руководства подведомственными системами, которые могут осуществить далеко не все органы исполнительной власти.

Решение этой проблемы достигается путем распределения полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными структурными звеньями государственной власти.

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан[2] и ст. 72 Конституции РФ, основными элементами системы органов управления здравоохранением являются подсистема государственного управления здравоохранением, состоящая из федеральных и органов управления здравоохранением субъектов РФ, а также подсистема муниципального управления здравоохранением, которую составляют муниципальные органы местного самоуправления.

Федеральные органы управления здравоохранением призваны осуществлять управление здравоохранением на всей территории России. Общее руководство системой здравоохранения возложено на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.

Президент РФ принимает нормативные акты по вопросам здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Правительство РФ осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения либо непосредственно учитывающие его важнейшие интересы; в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения уполномочивает специально образованные федеральные органы на решение задач в сфере охраны здоровья населения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы здравоохранения на федеральном уровне является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Минздравсоцразвития РФ является федеральным органом исполнительной власти, который:

– осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, медицинской помощи, медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно – эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико – санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики, медико – биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;
– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти по здравоохранению, образованным на основании распорядительного акта высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по здравоохранению входит в государственную систему здравоохранения субъекта Федерации и, являясь высшим управленческим отраслевым звеном в регионе, реализует государственную политику РФ и ее субъекта, организует выполнение федеральных и региональных программ, проводит анализ состояния здоровья населения и разрабатывает мероприятия по его улучшению, обеспечивает реализацию обязательного медицинского страхования, осуществляет региональную программу оказания медицинской и лекарственной помощи населению, разрабатывает социальные нормативы здравоохранения в регионе, координирует деятельной органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан и многое другое.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления в области здравоохранения законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности.

Помимо Министерств здравоохранения и социального развития субъектов Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.
Задача региональных отраслевых исполнительных структур – оказывать содействие Минздравсоцразвития РФ в совершенствовании идеологии лечения, профессионализма, рыночного мировоззрения, ответственности за здоровье и др.

В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы здравоохранения являются органы муниципального образования (подсистема муниципального управления) в области здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований.

К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся:

- контроль за соблюдением законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области;
- формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи;
- формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории;
- координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.

Таким образом, в планировании лечебной, диагностической, профилактической и реабилитационной помощи населению, а также в развитии сети лечебно-профилактических учреждений:

- Органы управления здравоохранением РФ осуществляют государственную политику; разрабатывают, утверждают, финансируют федеральные программы; решают вопросы организации указанных направлений здравоохранения.
- Органы управления здравоохранением субъекта РФ реализует государственную политику Российской Федерации и ее субъекта; организует и координирует выполнение федеральных и региональных программ; анализирует и разрабатывает мероприятия по улучшению лечебной, диагностической, профилактической и реабилитационной помощи населению.
- Органы управления здравоохранения муниципального образования осуществляют защиту прав граждан в этой области; координацию и контроль качества выполнения мероприятий по улучшению лечебной, диагностической, профилактической и реабилитационной помощи населению учреждениями и организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1(в редакции от 18.10.2007);
  3. Федеральные стандарты оказания медицинской помощи;
  4. Постановление правительства РФ от 4 октября 2010 г. N 782 «О программе государственных гарантий гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год»;
  5. Постановление правительства Свердловской области от 27 августа 2008г. №873-ПП «О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года»;
  6. Андреева О.В., Одинцова В.В. «Реализация программно-целевого метода планирования на федеральном уровне в сфере здравоохранения»: www.vestnik.mednet.ru.;
  7. Кадыров, Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений: М.: МЦФЭР, 1999. 197 с.;
  8. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации , Саратов, 2008.;
  9. Научно-методические рекомендации по вопросам диагностики социальных рисков и прогнозирования вызовов, угроз и социальных последствий. Российский государственный социальный университет. Москва. 2010.;
  10. Решетников А.В. Социально-экономическое прогнозирование и планирование в системе здравоохранения. «Экономика здравоохранения»,  2002. №10;
  11. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Режим доступа: www.minzdravsoc.ru;
  12. Официальный сайт Министерства здравоохранения Свердловской области. Режим доступа: www.mzso.ru;
  13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: www.gks.ru;

2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна